Появление одежды в истории человечества
22.09.2017Для нас, жителей холодных и умеренных стран, одежда является столь же необходимою, как и пища, чтобы поддержать существование нашего организма. Мы ее носим для защиты нашего тела от непогоды и настолько освоились с одеждой, что носим ее даже тогда, когда без нее можно было бы обойтись без вреда для здоровья. У всех народов, более или менее поднявшихся в культурном отношении, никто не решится показаться голыми на улице или в обществе, где присутствуют мужчины и женщины; даже излишнее обнажение или некоторые изъяны в одежде считаются предосудительными и вызывают чувство стыда. Но мы знаем, что некоторые народы тропических стран совершенно обходятся без одежды, не испытывая в обществе своих соплеменников, никакого чувства неловкости или стыда, и с удивлением смотрят на одетых европейцев.
Так как прародина человечества, вероятно, находилась в какой либо из жарких областей земного шара, то первобытный человек мог так же обходиться без одежды, как обходятся дикари в Бразилии. Потребность в одежде должна была появиться тогда, когда люди начали выселяться из своей прародины в более холодные местности. Но одним только холодом объяснить появление одежды нельзя, так как в длительной борьбе за существование человеческий организм мог приобрести достаточную выносливость. Доказательством могут служить наши спортсмены, прогуливающиеся зимой босыми и в трусиках, чукчи, не покрывающие головы на 50-градусном морозе, огнеземельцы, которые живут в соседстве с ледниками и голые греются у костров, лишь изредка прикрываясь шкурой. Но, разумеется, нельзя игнорировать влияние холода на возникновение одежды: выносливость человеческого организма, особенно детского, в этом отношении не беспредельна. Человек не может постоянно двигаться, чтобы поддержать нормальную температуру тела. И в жарких странах ночью и во время дождей температура понижается, а обитатели этих стран оказываются чрезвычайно чувствительными даже к небольшому понижению температуры. С тех пор, как человек накинул на себя звериною шкуру или кусок древесной коры для защиты от холода или сырости, он уже начал одеваться.
Появление одежды, кроме влияния климата, некоторые ученые (Фр. Ратцель) объясняют чувством стыда, возникшим из обособления полов с тех пор как мужчина стал заявлять исключительное притязание на определенную женщину или женщин, побуждая их уклоняться от половых сношений с другими мужчинами. В подтверждение этого мнения, ссылаются на то, что первые признаки одежды обыкновенно появляются в области половых органов. Но современные этнографы твердо установили, что стыдливость в деле изобретения одежды играла весьма подчиненную роль. Это чувство является результатом позднейшего культурного развития и повлияло на одежду только в том смысле, что она стала больше прикрывать тело. Проявляется стыдливость у разных народов в самых разнообразных формах. В одних местах женщины, когда их застает неодетыми мужчина, закрывают руками лицо (мусульманки), в других — грудь. В старину русские замужние женщины считали неприличным, если их заставал с непокрытой головой посторонний мужчина, но спокойно мылись в бане вместе с мужчинами; было время, когда даже монахи и монахини мылись в общей бане. В Финляндии общие бани вероятно и теперь не вывелись, и даже в городах сравнительно недавно обязанности банщиц исполнялись исключительно женщинами. Известно немало примеров, что первобытные народы не только скрывают, но украшают свои половые органы блестящими раковинами или побрякушками с целью обратить на них внимание и привлекать лиц другого пола. На это рассчитан и современный женский костюм культурных народов, который, в сущности, стремится подчеркивать, а не скрывать половые отличия.
Мы знаем много народов, которые обходятся без одежды, но не знаем ни одного народа, который обходился бы без украшений. В числе находок древнекаменного века имеется масса украшений из раковин, костей и зубов животных. В течение новокаменного века количество и отделка этих украшений повышает, а в век бронзы и доисторический железный достигает большого разнообразия и часто редкой красоты, по своему назначению и форме не отличаясь от современных. На этом основании некоторые этнографы утверждают, что украшения появились раньше одежды, и что различные принадлежности одежды возникли и развились из соответствующих украшений. Однако, принять это положение целиком едва ли возможно. Украшения могли появиться одновременно с одеждой и, бесспорно, оказали огромное влияние на ее эволюцию и превращение в наряд; но нельзя забывать, что эстетические потребности могут возникать только после удовлетворения первичных физиологических потребностей. В отложениях древнекаменного века мы находим скребки, которыми человек очищал шкуры животных, чтобы прикрыть свое тело, а от новокаменного периода дошли до нас следы того, что в доисторические времена человек умел шить, вить, плести и ткать растительные и животные волокна.
Хотя одежды и украшения между собою тесно связаны, но мы ограничимся пока эволюцией одежды, а вопрос об украшениях рассмотрим позже.
Наши теперешние костюмы очень разнообразны и кажутся произведением нашей фантазии и вкуса; но при сравнении одежды разных народов мы найдем, что большая часть ее представляет видоизменение нескольких основных форм, имевших специальное назначение — для защиты нашего тела. Люди не изобретали одежду, а постепенно изменяли то, что существовало раньше.
Древнейшей одеждой была шкура убитого животного, которую первобытный охотник накидывал себе на плечи и в которую завертывался для защиты от холода и сырости. Такие меховые накидки, предшественницы современных дамских накидок, мы встречаем и у австралийцев, готтентотов, бушменов, некоторых негритянских племен и американских индейцев. Шкурки мелких животных прикладывались краями одна к другой, прокалывались острым камнем или костяным шилом и скреплялись тонким ремешком или жилой, которая пропускалась через отверстия. Таким способом огнеземельцы сшивают шкуры гуанако. Первобытный портной употреблял для шитья те же приемы, как и сапожник, который сперва делает шилом в коже отверстия, а потом продевает и продергивает через них дратву. Костяные и металлические иголки были уже дальнейшими шагами в искусстве шитья.
Где было мало животных с пушистой шерстью, там материалом для одежды служила древесная кора некоторых деревьев. Полинезийцы из коры бумажно-шелковичного дерева выделывали для плащей так называемую «тапу», похожую на тонкий войлок. В Бразилии материал для одежды дает кора рубашечного дерева, а листовое влагалище одной породы пальм прямо одевается на голову, заменяя шапку. В Африке для одежды идет кора одного из видов смоковницы.
Научившись плести из мочала и ткать из ниток, скручиваемых из растительных волокон, люди продолжали накидывать себе на плечи четырехугольные куски этих тканей, как прежде накидывали на себя шкуры или куски выделанной древесной коры. Концы нитей основы этой ткани, чтобы она не распускалась, связывались в пучки в виде кисточек; отсюда и произошла бахрома наших пледов и шалей. Чтобы накинутый на тело кусок ткани не падал, его застегивали под горлом шипом какого-нибудь растения, позже булавкой, или же закидывали правый верхний угол на левое плечо, так что правая рука оставалась свободной. Верхняя одежда древних египтян, ассириян, вавилонян, евреев, греческий гиматион и римская тога были ни чем иным, как куском ткани.
У американских индейцев верхней одеждой служит «пончо», похожее на наше одеяло, но с отверстием посредине для головы. На пончо легко понять, как четырехугольная накидка может превратиться в рубашку: если зашить снизу прилегающую к рукам часть ткани, то получаются рукава, а затем остается зашить или зашпилить края ткани с боков. Женские платья, мужские кафтаны, блузы, камзолы, жилетки, сюртуки, пиджаки и вообще все одежды с рукавами или отверстиями для рук произошли из рубашки. Узкая рубашка, стянутая кожаным или шерстяным поясом, была обычной домашней одеждой культурных народов древнего Востока; греческий хитон и римская туника были простой рубашкой.
Если закрепите между ногами передний и задний края рубашки, как это делают женщины на Востоке для удобства ходьбы, то получаются штаны или шаровары. Полы рубашки сперва разрезывали вдоль и сшивали по краям каждую половину. Потом штаны отделились от рубашки, но долго состояли из двух половин, которые надевались отдельно и связывались шнурками. Штаны носили многие народы древности, но древние греки и римляне считали такую одежду признаком варварства. Кусок ткани, обернутый кругом тела и поддерживаемый поясом, образовал юбку. Древесные листья или растительные волокна, подвешенные на поясе, употребляются в виде передников или юбок («пояс стыдливости») у различных малокультурных племен.
Обувь
В жарких странах человек может ходить босиком, но для ходьбы по холодной земле, снегу, накаленным солнцем пескам или по камням требуется обувь. Кусок древесной коры или кожи, привязанный к подошве ремешками или лыками, употребляется для защиты ноги всеми дикарями. У культурных народов древнего Востока, у древних греков и римлян этот кусок кожи превратился в сандалии, затем в башмаки. Американские индейцы придумали мягкий кожаный чулок. Полусапожки и сапоги появились у азиатских кочевников и от них перешли в Европу, но долго не могли вытеснить башмаков и лаптей (лапти с портянками носили древние германцы и славяне). Хотя обувь применялась человеком с древнейших времен, но сравнительно недавно получила широкое распространение и из всех принадлежностей нашего одеяния менее всего сделала успехов, даже у народов древней культуры, напр., китайцев. В общем, обувь совершенствуется по мере приближения к северным странам, обитатели которых придумали наиболее подходящую к климатическим условиям обувь. Чулки появились позже и входят в употребление постепенно, вытесняя портянки.
Головные уборы
Не только многие малокультурные народы ходят с непокрытой головой, но даже древние греки и римляне ходили без шапки, покрывая голову только во время путешествия или непогоды, как это часто делается и теперь, принимая характер моды. Первобытная шляпа была куском звериной шкуры, войлока или листом растения, который придерживался на голове повязкой; следы этой повязки сохранились в виде ленточки на наших шляпах. Плетеные из соломы шляпы с широкими полями распространены у земледельческих народов теплых стран. Обитатели жарких степей и пустынь защищают голову от солнечного удара шапками из бараньего меха или обматывают голову куском ткани, образующей чалму или тюрбан (в тюрбане ткань навертывается не прямо на голову, а на цилиндрическую шляпу). Местами встречаются кожаные шляпы, плотно обхватывающие голову, как чепчик. Шапка полярных народов представляет собою пришитый к одежде меховой башлык или капюшон. Из всех видов шляп наиболее распространенной является войлочная, принимающая, с течением времени, различные формы, в зависимости от костюма, прически и моды.
От шляпы, как защитной части одежды, следует отличать головной убор или украшение, материалом для которого у первобытных народов, служат птичьи перья, хвосты, рога и кости животных, раковины, цветы и проч., принимая самые разнообразные и причудливые формы и представляя полную аналогию с современными дамскими шляпами.
Одежда, как защитное средство для человеческого тела, отражает в своих типах, прежде всего, особенности местного климата. В этом отношении проф. Б. Ф. Адлер устанавливает главные типы одежды, соответствующие климатическим поясам земного шара.
В тропическом поясе, т. е. в Австралии, Меланезии и Полинезии, в центральных частях Африки и Ю. Америки, одежда или почти отсутствует, ограничиваясь накидками, или употребляется как украшение. В некоторых местах этой области (Андаманские о-ва, Африка, Америка, Полинезия) для защиты тела от жалящих насекомых и солнечных лучей практикуется обмазывание всего тела глиной и жиром, подобно тому, как это делают животные с той же целью. Дальнейшим шагом явилась раскраска тела цветными веществами, имеющая уже характер украшения.
В подтропических областях одежда прикрывает тело только отчасти, преимущественно нижнюю часть его, легко может быть сброшена, делается из легкой ткани, ограничивается плащами, тканью вокруг бедер и иногда широкими шароварами. Верхней и нижней одежды в этом поясе не различают. Западно-азиатский тип этой одежды, несомненно, послужил образцом для ряс нашего духовенства.
В умеренном поясе средняя годовая температура изменяется в пределах от — + 20° до 0° Ц., бывает смена тепла и холода, существуют значительные отличия во влажности воздуха; здесь же мы встречаемся с высшими ступенями культуры и разнообразными культурными влияниями. Поэтому одежда обитателей этого пояса чрезвычайно разнообразна по своей сложности, материалу и отделке, приспособляясь к климатическим различиям и отражая культурный уровень народов. Здесь появляется многослойная верхняя и нижняя одежда и белье из самого разнообразного материала, достигая высокого технического совершенства.
Одежда полярных народов представляет собою уплотненную одежду умеренной полосы, приспособленную к холодному климату. Материалом для нее служат звериные шкуры, надеваемые прямо на голое тело. Шьется она из двух слоев: один мехом вниз, другой мехом вверх, довольно плотно прилегает к телу, прекрасно предохраняя его от потери тепла.
Кроме температуры воздуха, на одежде отражаются и другие географические влияния, в связи с образом жизни. Так, в горных странах костюм гораздо устойчивее, чем на равнинах, где он довольно быстро теряет местные особенности. Горцы, которым много приходится лазать по крутизне, носят короткие штаны до колен, остающиеся часто открытыми (тирольцы). Степные народы-наездники предпочитают широкие шаровары, удобные для сидения на спине животного. В дождливых местах имеют большое распространение непромокаемые накидки, заимствованные у китайцев зонтики и изобретенные европейцами калоши. Рыболовные народы (напр., чукчи, эскимосы, коряки, камчадалы) надевают, отправляясь на промысел, плащи или халаты из тюленьих, моржовых или медвежьих кишок, искусно сшитых оленьими сухожилиями. Тунгусские племена Приамурья, Уссурийского края (гольды, орочоны и др.) и сахалинские гиляки делают очень изящные летние халаты из рыбьей кожи.
Тип одежды, выработавшийся под влиянием географической среды, в основных чертах остается неизменным и наиболее целесообразным. Европейцы в Гренландии должны одеваться так же, как одеваются эскимосы. Русская короткая рубаха-косоворотка на выпуск, с легким поясом, летом гораздо удобнее европейского белья с воротником и галстуком, запрятанного снизу в брюки. Материал для одежды человек берет из растительного и животного мира. Большинство растительных материалов получается из теплых областей, которые богаты различными растениями, пригодными для производства одежды; за исключением кенгуру и некоторых видов обезьян, в теплых и жарких странах сравнительно мало животных с густым и прочным мехом и шерстью. Эти же области дают для окраски одежды большинство растительных (напр., индиго) и животных (сепия, пурпур, кармин) красок, которые, вместе с минеральными, имели широкое распространение до изобретения анилиновых красок, извлекаемых химическим способом из каменноугольной смолы. Из более или менее холодных областей получаются для одежды материалы животного происхождения, так как там больше животных, которых природа защитила от климатических невзгод более густой и прочной шерстью.
С появлением одежды на нее постепенно переходили те украшения, которые прежде носились или производились на голом теле. Так, напр., ручные браслеты превратились в нашивки и обшлаги на рукавах, ожерелья в воротники, окраска и татуировка тела заменились окраской и узорами одежды. Можно иногда подметить, что раскраска и узоры одежды и тканей зависят не от одного только личного вкуса, но и от местной природы. Окраска имеет в виду или выделиться на окружающем фоне, или слиться с ним, приняв защитный цвет. Эта защитная окраска имеет особо ценное значение на охоте и на войне. На севере, в снежной тундре человек охотно одевается в одежду белого цвета, в которой удобно подкрадываться к зверю, а в степях и пустынях, с желтым и серым оттенком песков, скал и травы, предпочитает желтые и серые цвета. На севере, где природа беднее красками и формами растений и животных, окраска и орнаментировка одежды и тканей беднее, однообразнее, чем в жарких странах, где растительный и животный мир дает массу тем в виде цветущих растений и ярко оперенных птиц. На русских вышивках мы видим фигуры коней, петухов, оленей и морозных узоров на окнах, на китайских халатах — нашивки с изображением птицы или тигра, на халатах гиляков и гольдов — стилизованные изображения собак, медведя и т. п. У одних народов преобладают одни цвета и их сочетания, у других другие. Финские племена Поволжья разнообразили свои белые холщевые халаты красными, черными и зелеными рисунками, китайцы носят одежду белого и синего цвета, народы Кавказа предпочитают темные, коричневые и синие цвета.
Одежда отражает не только влияние природы, но и совокупность множества других влияний исторических, бытовых, экономических и социальных и является одним из признаков, определяющих в той или иной мере культурный уровень и физиономию народов.
Типы старинных одежд разных народов: 1-2 одежда египтян; 3 — одежда древних персов; 4-5 одежда древних греков; 6 — одежда древних лидийцев; 7 — одежда римлян; 8 – одежда фригийцев; 9 – древнерусский костюм; 10-12 костюм французов XVII-XVIII в.
Чем разнообразнее природные и культурно-исторические влияния, тем больше встречается разнообразных национальных и местных костюмов. Западная Европа в этом отношении была гораздо богаче Восточной.
Посредством одежды человек не только защищает свое обнаженное тело и приспособляется к условиям своего труда и деятельности, но и стремится произвести впечатление на других людей, отметить свое социальное и экономическое положение, свою профессию и даже свое душевное настроение.
Пока народ живет обособленной жизнью, он сохраняет свой национальный, оригинальный костюм; но полная изоляция вообще является исключением, и посторонние влияния медленно или быстро сказываются на костюме всего народа или его верхних слоев. Так, старинный славянский костюм до Петра подвергся значительному влиянию со стороны финских и тюркских народов, что видно из названий одежды, вроде тулуп, кафтан, армяк и т. п. Со времени реформы Петра I широкий и длиннополый восточный костюм постепенно был вытеснен узкой и короткой западноевропейской одеждой. То же самое происходит теперь в Японии. Но и при смене костюмов старинное одеяние или его части опять появляются на человеке, причем иногда бывает возврат к очень древним формам. В Индии старый брамин, удаляющийся в уединение, чтобы закончить свои дни в религиозном созерцании, надевает одежду из древесной коры. На религиозном празднике в Мадрасе часть населения, принадлежащая к одной из низших каст, заменяет обычную одежду передниками из ветвей с листьями. Аналогию этому представляют средневековые мантии и парики английских судей при отправлении правосудия и университетских ректоров на торжественных заседаниях.
Уже в новокаменном веке одежда царей, вождей и богачей своим разнообразием и богатством отличалась от одежды незнатных и бедных людей; с появлением металлов эта разница становится еще заметнее и существует всегда и везде там, где народ распадается на высшие и низшие классы.
Колдуны, шаманы и служители даже развитых религиозных культов, за исключением шинтоистских жрецов в Японии и магометанских мулл, отличаются от мирян особым одеянием, отдельные части которого имеют или чудодейственное или, символическое значение.
У всех народов всегда военный костюм резко отличается от костюма остального населения, видоизменяясь в зависимости от состояния военной техники. На низших ступенях культуры он имеет целью устрашить врага, произвести на него впечатление и защитить тело от ударов.
С появлением огнестрельного оружия щиты, шлемы, латы и кольчуги исчезают, но обмундирование пехоты, кавалерии и артиллерии приспособлено к специальным задачам каждого рода оружия, и, ставя на первый план легкость, удобства и защитный цвет, не игнорирует и блестящую внешность, особенно в монархических и буржуазных странах. В дореволюционной России и гражданские чины, и даже учащиеся в этом отношении не отличались от военных и даже превосходили их разнообразием и пестротой своих костюмов, обозначавших их служебный ранг и род службы.
Кроме начальников, жрецов и воинов, и другие классы, даже врачи, ученые, купцы и ремесленники обязаны были носить или сами придумывали для себя особую одежду. У первобытных народов врач, являющийся в то же время колдуном и знахарем, носит особый пояс и плащ, амулеты, талисманы, связки целебных растений и другие атрибуты своей профессии. Со времен глубокой древности, в течение средних веков и даже позже ученые имели особую одежду, пережитком которой являются упомянутые выше тоги и мантии немецких и английских ученых. Купец обыкновенно одевался так же, как и другие, но, конечно, с целью рекламы старался одеться побогаче и понаряднее. Впрочем, сравнительно недавно мы легко узнавали типичного русского купца по длинному кафтану и сапогам «бутылками». Особый костюм ремесленников обусловливался с одной стороны необходимостью специально приспособленной одежды для разного рода работы, а с другой — существовавшими прежде цеховыми организациями рабочих. Где еще уцелели цехи (Германия, Австрия), там их члены появляются на праздничных процессиях в старинных цеховых костюмах со своими знаменами и значками.
С ростом культуры, с распространением идеи равенства и распадом классовых организаций, различия в одежде постепенно исчезают, и ее покрой становится одинаковым. С заменой ручного труда машинным, отпадает необходимость особой одежды для различных рабочих, которые почти везде в Европе и Америке одеваются в синюю блузу, кепку и фартук одинакового образца. Это однообразие теперь поддерживается машинным производством не только тканей, но и одежды, быстро вытесняющим национальный костюм домашнего приготовления.
У народов западноевропейской культуры покрой одежды в течение долгого времени не менялся и вообще был прост, так как одежда изготовлялась дома. Простые люди имели одежду из грубых тканей серого и коричневого цвета, а богатые и знатные из тонких тканей разных цветов. Приблизительно с XI века появляются специальные мастера, портные, а с конца XIII века мода вступила в свои права, и форма одежды начала быстро меняться, особенно во Франции, при чем женщины в этом отношении долго оказывались гораздо консервативнее мужчин; к концу средних веков и женщины подпадают влиянию моды, власть которой не ослабевает, а усиливается. До половины XVIII века народный мужской костюм высших классов отличался большой вычурностью в дело шли яркие цветные ткани, шелк, бархат, кружева и ленты. Но затем мужской костюм становится проще и устойчивее и к началу позапрошлого века ограничивается одноцветными английскими фраками, длинными брюками (бывшими до революции костюмом французских рабочих, в отличие от привилегированных, носивших короткие штаны — culottes), сюртуком и еще более пиджаком. В области мужских мод первенство перешло к англичанам, а в области женских остается за французами.
Различие мужского и женского костюма представляет большой интерес с этнографической точки зрения, так как в этом различии мы можем проследить постепенное развитие вторичных половых признаков и дополнение их искусственными. В животном мире, особенно у птиц, самцы красивее и ярче одеты, чем самки. У наиболее отсталых народов (напр., австралийцы, южно-американские индейцы) мужчины и женщины мало отличаются по внешнему виду и по одежде, но мужчины одеваются лучше и больше носят украшений. У североамериканских индейцев мужчины носят штаны и халаты, женщины — юбки и кофты, но скромная, почти лишенная украшений, женская одежда сильно отличается от богатых замшевых костюмов и пышных головных уборов из перьев у мужчин. В Африке больше отличий в мужской и женской одежде особенно у мусульман. Но у первобытных негритянских племен женщины одеты вообще мало и местами (напр., у ньям-ньямов) совсем не носят одежды, но зато обвешивают себя украшениями. У полярных народов Азии, куда не проникло русское влияние, мужчины и женщины носят одинаковые костюмы, но головной убор у мужчин без украшений, а у женщин с украшениями. Куда проникло китайское влияние, там у женщин появляются штаны. У азиатских кочевников (напр., киргиз) мужчины носят широкие штаны, удобные для седла, а женщины, переезжающие в повозках, одеты в широкие халаты.
У народов европейской культуры мужской и женский костюмы представляют наибольшие отличия. Но временам, однако, возникает у женщин мода на мужские костюмы, оправдываемая стремлением к равноправию, но, может быть, являющаяся своеобразным проявлением атавизма. Еще более это относится к современным модным стремлениям — избавиться от одежды с якобы гигиеническими, спортивными или эстетическими целями. Одетое человечество гораздо многочисленнее и в культурном отношении неизмеримо выше неодетого или полуодетого. Одежда помогла человеку расселиться по всем областям земного шара, уцелеть, когда наступил ледниковый период, и подняться на вершины современной цивилизации. Приготовление одежды и ее материалов кормит миллионы людей и, вероятно, занимает почти исключительно не менее десятой части всего человечества, налагая характерную печать на многие области земного шара в виде плантаций хлопка и других волокнистых растений, стад тонкорунных овец и районов с текстильными фабриками и портняжными мастерскими, где трудятся не только простые рабочие, но и ученые техники и художники.
Источник: informvest.ru
- Как выбрать одежду ребенку по размеру
- Как одеваются француженки - 6 принципов гардероба
- Украшения для женщин - что модно носить в 2017 году
- Ткань твил - что это такое и где используется
- Бархатные юбки, с чем носить и как выбрать?
- В чем встречать Новый год 2018 собаки
- Снуд - что это такое и как его правильно носить
- Магазин детской одежды «Вambini»
- 30 лучших и худших нарядов диснеевских принцесс
- ТАТУ НА КАДЫКЕ - Татуировки на шее – 545 photos
Добавить комментарий